Новости
RSS
Красноярский край
Красноярск
Крупные города
История Красноярска
География и климат
Экономика
История и культура
Администрация края
Обратная связь
Каталог компаний
Транспортное сообщение

   






Яндекс.Погода


.

Красноярский край оказался перед угрозой потери своего исторического облика

На рабочем столе Зои Благих, руководителя краевого агентства культуры, лежит поистине страшный документ. Это перечень памятников истории и архитектуры, разрушенных и уничтоженных в Красноярском крае за последние годы.

Железнодорожный мост через Енисей, вокзал, Гостиный двор, Торговые ряды Гадаловых, усадьба Щеголевых, дом Потылицына в Красноярске - вот лишь самые известные из них. Всего в крае сегодня насчитывается около двух тысяч объектов культурного наследия. Более точной цифры не знает никто: работа по их паспортизации из-за отсутствия финансирования не велась уже 15 лет. За это время многие объекты сгорели в пожарах либо разрушены временем. Ведь около 700 из них имеют износ более 70 процентов. Как минимум два десятка бесценных памятников находится в откровенно "предруинном" состоянии. Некоторые архитектурные раритеты перестроены так, что утратили свой первоначальный вид и, следовательно, всякую историческую ценность.

"Варварство", "вандализм", "уничтожение" - такие жесткие характеристики прозвучали на недавнем краевом совещании по проблемам сохранения культурного наследия региона, прошедшем в Красноярске. Как еще можно назвать ситуацию, когда даже в краевом центре с фасада бывшего торгового дом купца Гадалова по проспекту Мира, 88 среди бела дня на прохожих обрушивается уникальная лепнина XIX века? Когда вплоть до недавних дней в Богоявленском кафедральном соборе Енисейска, старейшей постройке на территории края, располагается котельная? Когда на останках дома полицмейстера Каменева в Ачинске, являющемся памятником архитектуры краевого значения, устраивается обычная свалка?

Уничтожение культурного и исторического наследия происходит при попустительстве, а порой при содействии и поощрении властей, было безапелляционно заявлено на совещании. Например, именно городские власти несколько лет назад дали разрешение на пристройку офисного здания к историческому памятнику - Дому Зельмановича по улице Сурикова, 19. Согласно заключению судебной экспертизы, эти строительные вмешательства по вредили фундамент архитектурного раритета, в результате чего памятник начал разрушаться. С февраля надзорные органы пытаются прекратить это "узаконенное" разрушение. Но пока безуспешно.

Дело иногда доходит до казусов. В этом году прокуратура приостановила строительство торгового комплекса в исторической части города. Окна железобетонного монстра выходят прямо на резиденцию службы по охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края по улице Сурикова.

- У нас со строительным комплексом очень большие проблемы. Нас не понимают, нас не слышат. Мало того: краевые органы охраны памятников почему-то идут навстречу строителям. Это - частный интерес определенных лиц. Они не должны занимать посты в органах охраны. Охрана и надзор - это кропотливый труд. Здесь надо твердо стоять на букве закона, - убеждена Валентина Старокожева, заместитель руководителя Средне-Сибирского управления Росохранкультуры РФ.

А в красноярском законодательстве-то как раз - огромные бреши. Краевого закона или целевой программы по сохранению культурного наследия не существует. В самом краевом центре нет градостроительного регламента, не утверждены зоны охраны памятников. Вопросы ограничения строительства в исторической части Красноярска не проработаны. В крае отсутствует реестр памятников регионального значения. Все это дает чиновникам неограниченную свободу для разрешения сомнительных застроек.

- Почему наши соседи - Иркутская, Томская, Новосибирская области, даже маленькая Хакасия - работают в правовом поле? А у нас, извините, поле бандитское - строим что хотим и где хотим! - возмущается ректор Красноярского педагогического университета Николай Дроздов.

С 1 января 2008 вступают в силу изменения в Федеральном законе об охране объектов культурного наследия, в результате которых будет отменен мораторий на их приватизацию. Отношение к этой реформе в Красноярске двоякое.

- Иных способов сохранения культурного наследия, кроме как их частичная приватизация, не существует. Потому что денег, котор ые нужны для сохранения этих объектов, у государства нет, - считает главный архитектор края, бывший глава службы по охране объектов культурного наследия администрации края Константин Шумов.

Напомним: приватизация памятников была разрешена с 1994 по 2002 годы. За эти 8 лет в крае был приватизирован один-единственный памятник - небольшой особнячок, дом купца Якобсона в центре Красноярска. Слишком слаб тогда еще был частный капитал для подобных покупок. Сегодня ситуация изменилась: специалисты опасаются, что "денежные мешки" начнут скупать исторические памятники в массовом порядке, и от них вообще ничего не останется.

- Существует очень большая опасность того, что эти объекты в нужном качестве не сохранятся. Сможет ли государство контролировать законность в сфере их эксплуатации, будут ли у государства рычаги, чтобы осуществлять такие контрольные функции? - сомневается Александр Слабуха, кандидат архитектуры, профессор, председатель Красноярского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Что уж говорить о раритетах местной истории, если мы не смогли уберечь от полной разборки и сдачи на металлолом Красноярский железнодорожный мост - архитектурное произведение Евгения Кнорре, являвшееся не только краевым и российским, но и мировым историческим памятником.

Мнение

Василий Нечаев, председатель комитета по образованию, науке и культуре Законодательного собрания края:

- Краевое агентство культуры представило на краевом совещании концепцию целевой программы "Сохранение объектов культурного наследия Красноярского края" на 2009-2011 годы. Нужно провести в Законодательном собрании публичные слушания по сохранению культурного наследия края, разработать и утвердить, наконец, зоны охраны исторических памятников регионального значения. Но самое главное - до нового года Законодательному собранию необходимо принять краевой закон или целевую программу по сохранению культурного наследия. Вообще в этой сфере у нас не должно быть декларат ивных документов без соответствующего финансового обеспечения. При формировании бюджета 2008 года, который планируется принять сразу на три года, наш комитет будет настаивать на существенном увеличении ассигнований на культуру.

Сергей Федорченко, Красноярск